Профессиональный рост учителя, критерии его определяющие
Андреева Елена Андреевна
учитель биологии и химии
МБОУ «СОШ № 4» с. Ванновское
Тбилисского района
Профессиональный рост учителя, критерии его определяющие.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты как ориентир в профессиональном росте учителя.
Российская система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы ни осуществлялись в этой системе, в итоге они, так или иначе, касаются педагога. Именно педагог является основной фигурой для успешной реализации различных инноваций, поэтому он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, который, в свою очередь, зависит от его профессионального роста.
Профессиональный рост педагога предполагает движение по иерархии должностей, а также по пути присвоения категорий, званий, наград. Этот процесс неизменно сопровождается приобретением педагогом новых профессиональных знаний и умений, освоением способов деятельности, позволяющих ему эффективно осуществлять педагогическую деятельность и решать стоящие перед ним профессиональные задачи. Таким образом, профессиональный рост учителя характеризуется не только его личными достижениями, но и достижениями его учеников.
Ориентиром для педагога в постановке профессиональных целей, которые должны коррелировать с государственной политикой в сфере образования и нормативными документами, являются федеральные государственные образовательные стандарты.
Опираясь на федеральные государственные образовательные стандарты, я использую системно-деятельностный подход на своих уроках и во внеурочной деятельности, что позволяет мне достичь определенных, заранее прогнозируемых результатов обучения.
Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся можно считать отсутствие неудовлетворительных оценок в классах, в которых работает педагог, ежегодную положительную динамику качества обученности, результаты ГИА, количество обучающихся вовлеченных в олимпиадное и конкурсное движение по предмету, участие обучающихся в конференциях и фестивалях, и результативность данного участия.
Таким образом, достижения моих учеников можно рассматривать как один из показателей моего профессионального роста. А это стопроцентная успеваемость по предметам в классах, в которых я преподаю, положительная динамика качества обученности, увеличение количества обучающихся участвующих в предметных олимпиадах и конкурсах. Около 90 % всех моих учеников принимали участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня, это и Всероссийская олимпиада школьников, олимпиады, проводимые центром «Сириус» и на платформе «Цифрум», открытая онлайн-викторина «Знатоки экологии», Всероссийский экологический диктант и др. Результатом участия являются призовые места на муниципальном и региональном уровне.
Формирование метапредметных результатов у обучающихся продолжается и во внеурочное и в каникулярное время. На протяжении 4 лет я являюсь руководителем школьного Научного Общества Учащихся «Эврика», координирую работу секций «Алхимики» и «Гиппарион». Работа секций осуществляется на протяжении всего года, и летом ее работа только активизиуется. В 2018, 2019, и 2021 году я была руководителем летнего школьного лагеря труда и отдыха «Агрошкола». Результатами работы ЛТО было участие нашей школы в ежегодном краевом смотре-конкурсе достижений учебно-опытных участков «Агрофестиваль-будущее своими рукам». В 2019 году мои ученики стали победителями в номинации «Практическая исследовательская работа в области сельского хозяйства» и призерами в номинациях «Лучшее оформление экспозиции» и «Лучшее выступление агитбригады».
Результатом моей работы в качестве руководителя ЛТО является победа в 2019 году на муниципальном этапе смотра-конкурса достижений учебно-опытных участков, а также победа в ежегодном районном образовательном конкурсе «Инновационный поиск» в 2019 и 2020 году в номинации «Инновационные модели организации обучения агроклассов».
Итогами этой работы можно назвать и участие в краевом образовательном конкурсе «Инновационный поиск» в номинациях «Инновационные модели организации обучения агроклассов (агротехнологическая направленность)» (2020 г.) и «Эффективные модели сетевого взаимодействия для решения задач современного образования» (2021 г.)
Опыт данной работы неоднократно представлялся на Всероссийской научно-практической конференции «Реализация агротехнической направленности обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия» г. Краснодар (2019, 2020, 2021 гг.)
2. Конкурсы педагогического мастерства как эффективный способ повышения профессионализма учителя.
Участие педагога в профессиональных конкурсах не только является еще одним показателем профессионального роста, но служит средством повышения мотивации обучающихся.
Конкурсы педагогического мастерства способствуют повышению престижа педагогической профессии, демонстрации возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми, расширению диапазона общения творчески работающих педагогов, стимулированию труда педагога, повышению их творческой активности, созданию условий для личностной и профессиональной самореализации
Кроме этого конкурсные эксперты дают обратную связь участникам, акцентируя внимание на самых важных аспектах их работ. Они помогают усовершенствовать проделанную работу и тем самым помогают и профессиональному развитию учителя.
Желая повысить уровень своего педагогического мастерства, я активно участвую в профессиональном конкурсном движении. Став победителем муниципального этапа я участвовала в краевом этапе конкурсов «Учитель года Кубани – 2014», «Учитель здоровья – 2019». В 2021 году я стала лауреатом краевого этапа конкурса «Учитель года Кубани – 2021».
Совершенно новым форматом обмена педагогическим опытом стало для меня участие во Всероссийской олимпиаде учителей естественных наук «ДНК науки», в которой я стала призером финального этапа в 2022 году. На этой олимпиаде педагоги не только демонстрируют знания предмета и скорость мышления, но и решают методические задачи, используя современные педагогические технологии.
Результатом многолетней работы над повышением профессионального мастерства стала победа в конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2022 году.
Делиться накопленными профессиональными знаниями и умениями мне позволяет работа в составе муниципального методического совета по общему и дополнительному образованию и работа в качестве тьютора по реализации направления «Инновационная деятельность» в Тбилисском районе.
3. Воспитание как часть педагогического процесса.
Неотъемлемой частью работы любого педагога является воспитательная деятельность по отношению к обучающимся. Как учитель-предметник я реализую воспитательные задачи на учебных занятиях, как классный руководитель – среди обучающихся своего класса.
Важным условием эффективного воспитания учащихся является реализация воспитательных возможностей урока. Именно на уроке происходит интенсивная активизация познавательной деятельности учеников. Во время урока школьники учатся соблюдать нормы и правила общения с учителем и со своими одноклассниками, а также осваивают основы самоорганизации.
Содержание урочного материала позволяет мне демонстрировать примеры гражданского поведения, проявления человечности, честности, солидарности. Преподнесенные таким образом знания помогают учащимся задуматься об общечеловеческих ценностях, нравственных ориентирах.
И, наконец, именно на уроке ученики приобретают навыки ведения конструктивного диалога, рассуждения, критического мышления, учатся работать в команде и самостоятельно, приобретают социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Воспитание на уроке осуществляется через достижение личностных образовательных результатов. Обновленный ФГОС детализирует требования к личностным результатам, включая 36 конкретных формулировок личностных результатов. Оценка сформированности личностных результатов является достаточно сложным процессом и может осуществляться при помощи внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Однако как учитель-предметник я могу оценить сформированность личностных результатов по готовности обучающихся добровольно участвовать в решении практических задач биологической и экологической направленности. Например: по участию моих учеников в экологических акциях и марафонах, таких как «Птицы Кубани», «Чистые берега», «Утилизация», «Зеленый ветер», «Переработка» и прочее. Внеурочная работа в данном случае обогащает процесс воспитания разнообразными формами и методами работы с детьми, позволяет организовать деятельность не для детей, а совместно с детьми, передавать им часть ответственности за нее.
Мои воспитательные задачи как классного руководителя заключаются в координации образовательного процесса, создании условий для положительной динамики образовательных результатов каждого обучающегося, формирование классного коллектива, создание в классе благоприятных психолого-педагогических условий для развития и сохранения личностей обучающихся, формирование у них нравственных ценностей и духовных ориентиров.
Усвоение детьми определенных социальных норм и общественных ценностей, позитивное отношение к ним и, в дальнейшем, приобретение опыта осуществления социально-значимых дел есть показатель профессионального мастерства педагога.
4. Цифровая образовательная среда и ее роль в процессе профессионального роста учителя.
Цифровая трансформация образовательного процесса еще одна отличительная черта современного образования. Это изменение школьной жизни для создания условий подготовки гражданина и профессионала для жизни и работы в цифровой экономике на основе современных педагогических и цифровых технологий. Наряду с персонализацией обучения, введением электронного документооборота, оцениванием цифрового портфолио учащегося, одним из очень важных элементов цифровой трансформации является ЦОС (цифровая образовательная среда).
ЦОС – это открытая совокупность систем, предназначенных для решения задач образовательного процесса. Сюда входят школьная инфраструктура, цифровые образовательные ресурсы, файловые хранилища, сетевые решения и устройства, системы доступа и др.
Инфраструктура общеобразовательной организации – это все, что прямо или косвенно способствует реализации основной образовательной программы, как в части организации образовательного процесса, так и для достижения образовательных результатов. Современная инфраструктура обучения включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
К наиболее популярным цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) относятся Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Российская электронная школа (РЭШ), Якласс, Учи.ру, ЯндексУчебник.
Цифровые образовательные ресурсы способствует оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Используя ЦОР с своей работе, я организую подготовку учащихся к олимпиадам и викторинам, к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ И ОГЭ, организую работу с обучающимися, которые длительное время не могут посещать школу по причине болезни или отъезда.
Цифровая образовательная среда развивается и в системе дополнительного профессионального образования, создавая, таким образом, единые подходы к разработке дополнительных профессиональных программ и обучению слушателей. В течение 2021-2022 года мною были пройдены курсы на сайте цифровой экосистемы ДПО «Школа современного учителя. Развитие естественнонаучной грамотности», «Cодержательные аспекты методического сопровождения учителя в условиях реализации требований обновленных ФГОС НОО, ООО», «Использование современного учебного оборудования в ЦО естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»».
Ключевым принципом цифровой трансформации образования является снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса. Новые технологии несут в себе огромный потенциал. Но успешность образовательного процесса зависит не только от применяемых направлений информационных технологий и программ, но и от квалификации преподавателей, их готовности работать по новым специфическим компетенциям. И это еще одно направление для профессионального роста учителя.